Как сделать мотобуксировщик

Как сделать мотобуксировщик
Как сделать мотобуксировщик
Как сделать мотобуксировщик

А вместо лайки пламенный мотор

Автор: Степан Кагнер

Если вы охотник, рыбак, работник лесного хозяйства или просто любитель путешествовать, то вы точно мечтали о том, что было бы неплохо добраться до места назначения быстрее, а поклажу кто-либо за вами тащил. Народы Севера давно приспособили для этих целей собак. Но идея использовать вместо собак мотор всегда тревожила ум человека. Так родились мотобуксировщики, или мотособаки. Несомненно, существуют более комфортные и скоростные снегоходы и вездеходы, но в отличие от них мотособаки намного дешевле, более универсальные, маневренные, неприхотливые в эксплуатации, обладают значительно меньшим весом и размерами, при этом груз могут тащить немалый. Простота конструкции обуславливает надежность и долговечность мотособак даже в суровых метеоусловиях.

Родина мотобуксировщиков, как и снегоходов современной компоновки – это Канада, где большие пространства и весьма близкий к нашему климат невольно способствовали механизации зимнего передвижения. Однако, если современные снегоходы и по сложности, и по комфорту далеко шагнули вперед, то мотобуксировщики так и остаются очень простыми конструктивно, зато и дешевыми аппаратами.

Еще первые модели, вышедшие за рамки полной кустарщины (Hus Ski Snow Traveller, Bolens Hus Ski) заложили использующуюся до сих пор компоновку: простой бензиновый двигатель от генератора, центробежное сцепление и широкая гусеница. Кстати, и корни термина «мотособака» оттуда же: само название Hus Ski отсылает одновременно и к лыжной езде, и к известной породе собак. В нашей же стране мотобуксировщики долгое время строились лишь гаражными мастерами по чертежам из «Моделиста-Конструктора», но сейчас на рынке хватает и заводских моделей. Правда, зачастую эти «заводы» - чуть подросшие цеха тех же кустарей, зато максимальная унификация с доступными комплектующими здесь только в плюс: двигатель – обычно очередной клон классической Honda GX, множество запчастей – от старого доброго «Бурана» и так далее.

Огромный плюс мотособак даже не в их дешевизне или отсутствии необходимости в правах (с точки зрения закона они – те же мотоблоки). Главное – это низкое удельное давление на грунт и практически поголовное использование катковой подвески вместо склизов: хороший мотобуксировщик может работать не только зимой в качестве эрзац-снегохода, но и все остальное время служить болотоходом, спокойно преодолевать песок и глину. Так что охотнику или рыбаку компактный движитель-«проходимец», умещающийся в багажнике, пригодится всегда.

Лучшие мотобуксировщики, представленные на российском рынке зимой 2017-2018 года — в нашем рейтинге, составленном с учетом мнений экспертов и отзывов владельцев.

Лучшие мотособаки на центробежном сцеплении

Малек 6,5 БТС

44 000

Мотобуксировщик «Малек» действительно оправдывает название: в сложенном состоянии он предельно компактен, да и в «боевом» невелик. Конструкция здесь проще не придумаешь: к 6,5-сильному мотору Lifan, имеющему центробежное сцепление и встроенный понижающий редуктор, присоединен дополнительный понижающий цепной редуктор, приводящий в движение гусеницу. И, собственно, все. Максимум шика здесь – это светодиодная фара и электростартер на некоторых модификациях.

Однако простота – это одновременно и плюс: ломаться здесь практически нечему, а в случае поломки он разбирается быстрее велосипеда. И при этом он вполне способен утянуть за собой до центнера груза, еще четверть забрав на платформу.

Основные плюсы:

  • Крайняя простота обслуживания за исключением разве что смены масла
  • Проверенный двигатель Lifan

Минусы:

  • Сливная пробка расположена очень неудобно (мотор изначально никто не рассчитывал на такую установку)

9.5 / 10

Рейтинг

Отзывы

Движок хороший, стартует в мороз уверенно. Тянет хорошо, расход горючего вменяемый. Из обслуги только приводную цепь пока подтягивал.

Койра 65 мини

82 000

Те же 6,5 л.с. от того же самого центробежно-редукторного мотора Lifan здесь способны работать «на все деньги» - мотособака оснащена аж двумя гусеницами на 240 мм, и вытянуть две волокуши по 150 кг каждая она действительно способна. На тяговые возможности намекает и размер ведомой звездочки цепного редуктора, идущего на гусеницы.

Однако главная фишка здесь – в подвеске гусениц: вместо обычных пластиковых катков здесь полноценные колеса, так что «Койра 65 мини» представляет собой настоящий хороший всесезонный мотобуксировщик, изначально таким и разработанный – тут можно подумать не только о зимней рыбалке, но и съездить, например, за клюквой. Расстраивает только цена: ее не назовешь бюджетной, во многих деревнях за эти деньги соберут десяток самоделок.

Основные плюсы:

  • Полноценная всесезонность
  • Хорошая грузоподъемность для маломощной модели

Минусы:

9.3 / 10

Рейтинг

Отзывы

Хорошая мотособака, тяжелая, но зато двумя гусеницами в рыхлый снег вгрызается уверенно. С охоты сколько раз возил на волокуше добычу – всегда вытягивала. И зверя пугает гораздо меньше снегоходов.

Альбатрос-М

47 000

Но есть вещи и поменьше «Малька» - самый компактный мотобуксировщик от кировских мастеров за счет отказа от грузовой платформы и бугелей вокруг нее весит всего лишь 50 кг в сборе. Он предназначен для одиночных поездок с небольшими грузами, но может и комплектоваться лыжным рулем, превращаясь в мототолкач, если Вас интересуют подобные развлечения.

Мотор же здесь абсолютно тот же самый – 6,5-сильный Lifan, так что лишний раз писать о нем просто нечего. Однако в утилитарности «Альбатрос» настолько проигрывает остальным моделям этого класса, что рассматривать его иначе как развлекательную технику при всем желании трудно – а просят за него ничуть не меньше прочих.

Основные плюсы:

  • Предельная компактность – платформа немногим больше самого мотора
  • Возможность сборки в формате мототолкача и мототягача

Минусы:

  • Умеренная проходимость и грузоподъемность

9.0 / 10

Рейтинг

Отзывы

Лучший компактный мотобуксировщик, зимой езжу на рыбалку – много все равно не ловлю, так что банка спокойно умещается в санях под ногами. Зато в багажник просто влетает, и разгрузить в одиночку можно без проблем.

Лучшие мотособаки с вариатором

Мухтар 15

100 000

Если большинство продающихся у нас мотобуксировщиков – это труды фактически кустарных артелей (многие модели даже собираются на конкретный заказ), то «Мухтар» - это вполне официальное детище небезызвестного «Ирбиса». А даже для такой простой техники официальная гарантия и наличие дилера под боком, а не неизвестного производителя «где-то там» - большой плюс.

В основе этой модели лежит 15-сильный Zongshen, оборудованный электростартером и сблокированный с вариатором «Сафари». В итоге получается очень даже шустрая конструкция, пригодная и для утилитарных поездок, и для обычных покатушек.

Сама по себе эта мотособака представляет собой настоящий конструктор. Комплект поставки позволяет устанавливать как катковую подвеску гусеницы, так и склизовую, и даже комбинировать их по необходимости. Кроме того, в списке дополнительного оборудования есть лыжный модуль, способный превратить «Мухтара» в мини-снегоход. Но и это не все – на лыжный модуль вместо лыж легко монтируются колеса, и мотособака сможет эксплуатироваться и вне снежного сезона. Причем именно в качестве развлекательной техники «Мухтар» с колесами – тот еще генератор адреналина: вроде и скорость невелика, но летящая из-под колес прямо в «морду лица» грязь и высокий центр тяжести, напоминающий о себе в каждом повороте, заряжают энергией ничуть не хуже полноценного квадроцикла. Понравится ли это именно Вам – гадать не будем, но попробовать однозначно стоит.

Тормоз – не просто дисковый, а еще и гидравлический. Суппорт, кстати, взят явно с заднего контура «Ирбисовских» же питбайков, и его вполне хватает.

Основные плюсы:

  • Отличная адаптация к всесезонной эксплуатации
  • Приличная тяговая способность

Минусы:

  • Не хватает реверса

9.7 / 10

Рейтинг

Отзывы

Выбирал лучший мотобуксировщик по отзывам владельцев на форумах. Доволен – мотособака ездит круглый год, причем круглый год с пользой. Хотя, не спорю, случается и «для души» грязь помесить – это действительно нечто на такой «каракатице».

Барс Следопыт DS

100 000 (от 75000 до 117000 руб.)

Здесь уже виден серьезный подход производителя: практически как в автосалоне Вы можете выбрать и объем двигателя, и дополнительные опции по потребностям и бюджету.

«Базовая комплектация», если продолжать автомобильные аналогии – это мотособака с 9-сильным китайским мотором, в «максималке» же здесь уже стоит 15-сильная «Хонда». Во всех вариантах мотобуксировщика применен вариатор «Сафари», возможна установка электростартера. Подвеска гусеницы тоже на выбор – хоть катки, хоть склизы.

В гусенице, пожалуй, один из главных плюсов «Следопыта». Она не только широкая (500 мм), но еще и имеет очень серьезные снегозацепы. Поэтому и с самым маломощным двигателем мотособака проявляет качества хорошего «проходимца», ну а с наиболее мощным мотором действительно способна заменить и утилитарный снегоход, если Вы, конечно, не купили путевку на кабана-секача.

Основные плюсы:

  • Широкий выбор моторов
  • Отличная проходимость

Минусы:

  • Не самая удобная компоновка
  • Подвеска невзаимозаменяема между собой

9.6 / 10

Рейтинг

Отзывы

Мотособака по глубокому снегу идет очень хорошо, мотор не перегревается даже с двумя волокушами. Мотор хоть и «Хонда», но к бензину совсем неприхотлив.

Юкон 500/17

84 500

Эта мотособака производится не где-нибудь, а на родине отечественных снегоходов, в городе Рыбинске Ярославской области. Подобные конструкции в здешних краях популярны давно (сказывается соседство с огромными площадями Рыбинского водохранилища), так что начать малосерийный выпуск мотособак здесь были просто обязаны.

Модель 500/17 – это, пожалуй, самый мощный мотобуксировщик на отечественном рынке: она комплектуется 17-сильным мотором Lifan с рабочим объемом 450 см и оснащается (ну, в данном случае – кто бы сомневался) вариатором от «Бурана», с 1971 года собирающегося в том же самом городе. В итоге вышел тяжелый и весьма тяговитый мотобуксировщик, прекрасно реализующий возможности широкой и длинной гусеницы (5002828 мм).

Основные плюсы:

  • Мотор с хорошим запасом крутящего момента
  • Широкая унификация с «Бураном»

Минусы:

  • Малые объемы производства

9.5 / 10

Рейтинг

Отзывы

Очень серьезный запас тяги, хотя сама мотособака и тяжеловата. По плотному снегу прет что угодно, на рыхлом склонна зарываться носом – центр тяжести смещен вперед.

Норка 500 F

79 990

500-миллиметровая гусеница плюс 9-сильный мотор Zongshen – это весьма неплохое сочетание, особенно с учетом того, что связаны они через вариатор «Сафари» от всем известного «Бурана». Без груза мотособака способна быстро довезти до назначения, не спасовав затем и с загруженной волокушей.

Простой кожух, закрывающий вариатор от снега, снабжен карманами «быстрого доступа» - для обслуживания или мелкого ремонта его можно и не снимать. В общей сложности перед нами достойный «проходимец» по вменяемой цене. Доступна и модификация со склизовой подвеской, что для мотособак нетипично – однако, если часто приходится ездить по слусу (снежно-водной каше), это решение будет более подходящим, так как в отличие от забивающихся слусом катков склизы в таких условиях как раз работают идеально.

Основные плюсы:

  • Проходимость
  • Тяговитый мотор, хорошо сочетающийся с настройками вариатора

Минусы:

  • Мягкий кожух – не лучшая защита для ремня вариатора

9.4 / 10

Рейтинг

Отзывы

Шустрая хорошая мотособака, на ней иногда и просто для удовольствия можно погонять. Ну а уж за рыбой на водохранилище – самое то!

Какой мотобуксировщик лучше выбрать?

По большому счету, все представленные в продаже модели – это вариации на одну тему, в такой компоновке придумать что-то необычное сложно. Поэтому решая, какой мотобуксировщик лучше купить - отталкивайтесь в основном от особенностей конструкции:

  • Мощность двигателя для мотобуксировщика лишней не будет. Если простые модели на 6-7 лошадиных сил невольно заставляют рождаться в уме фразу «три часа скуки – и мы на рыбалке», то более мощные не просто быстрее, но и часто используются совсем не по изначальному назначению: как толкач для лыжников, как мини-снегоход, да и вообще человек способен приспособить к развлекательной езде практически все. Из производителей моторов однозначные фавориты – это Lifan и Zongshen (они же, собственно, и лидеры по выпуску моторов такого плана в Китае в целом). Honda же обойдется дороже, не так уж значительно и превосходя по ресурсу собственные клоны из Китая.
  • Вариантов трансмиссии немного: на маломощных недорогих моделях это обычное центробежное сцепление (иногда называемое продавцами «автоматическая коробка», но это далеко не одно и то же), но гораздо практичнее модели вариаторные, особенно с уже хорошо известными по снегоходам вариаторами «Сафари». Не теряя в тяговитости (а зачастую и выигрывая в ней из-за возможности использования цепного редуктора с большим передаточным числом), такие мотособаки получают плюс к крейсерской скорости, а самое главное – не жгут сцепление при езде внатяг.
  • Подвеска гусеницы с точки универсальности лучше катковая, склизы все же «заточены» под рыхлый или мокрый снег, служащий им смазкой. Только если Вам часто приходится ездить именно в таких условиях, стоит задуматься о мотособаке на склизах – но и ездить на ней в любой другой сезон уже не получится. Идеальна в этом плане конструкция «Мухтар 15», где подвеску можно в три счета пересобрать под текущие нужды.
  • Какой ширины должна быть гусеница? На самом деле – такой, какой ее легко будет впоследствии купить. Не забывайте и о нагрузке, определяющей «зацепистость»: легкой маломощной мотособаке широкая «пятисотка» не даст реальных плюсов при езде зимой, а вот в «болотоходном» варианте будет как раз незаменима именно из-за минимального давления на грунт.
  • Передний или задний привод гусеницы? Опять-таки, это зависит от того, как мотособака будет эксплуатироваться: переднеприводные натягивают верхнюю ветвь гусеницы, оставляя нижнюю (рабочую) расслабленной, и на неровностях она изнашивается значительно меньше, а зацеп лучше (не зря этот вариант называют «танковым»). На рыхлом же снеге удобнее задний привод – прогибаться рабочей части гусеницы тут не надо, и мотор, натягивая именно ее, обеспечивает лучшую проходимость без склонности к закапыванию.

Важно то, что мотособака действительно отличный помощник почитателей охоты, рыбалки, экстрим-туризма и просто активных людей. Ну что же, удачных покупок!

Внимание! Достоверность сведений и результатов составления рейтингов носит субъективный характер и не является рекламой.

Рейтинг в категориях:

Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик Как сделать мотобуксировщик

Похожие статьи:




Открытка в стиле звездных войн




Как сделать красивые икры фото




Туман для фонтана своими руками




Поздравления женщин с 45летием




Поделки из цветной бумаги машина