Схема гидравлической системы мтз


Схема гидравлической системы мтз
Схема гидравлической системы мтз
Схема гидравлической системы мтз

>> Вернуться к содержанию

Распределитель предназначен для направления поступающей от насоса рабочей жидкости в соответствующую полость цилиндра или гидромотора сельскохозяйственной машины либо в бак; для автоматического переключения потока масла на безнапорный перепуск после окончания рабочей операции; для ограничения давления в системе и удержания навесного орудия или гидрофицированных рабочих органов прицепной машины в определенных положениях.

На тракторе установлен распределитель Р75-ЗЗР (ГОСТ 8754-71). Буквы и цифры означают: Р -распределитель, 75 - максимально допустимая рабочая подача (л/мин) насоса гидросистемы, в которой может быть использован распределитель; первая цифра 3 -тип золотника; вторая цифра 3 - число золотников в распределителе; Р - распределитель предназначен для работы в гидросистеме с силовым (позиционным) регулятором.

Распределитель состоит из чугунного корпуса 12 (рис. 60), двух литых алюминиевых крышек 1 и 11, трех золотников 5, перепускного клапана 13, уплотнений и других деталей. В корпусе выполнены три сквозных отверстия для золотников и одно для перепускного клапана; нагнетательный канал Б, соединяющий полости перепускного клапана и всех золотников; сливной канал В, соединяющий отверстия золотников; канал управления Г, просверленный через все отверстия золотников и перепускного клапана и соединяющийся трубопроводом 4 с регулятором (поз. 9 на рис. 57). В распределителе Р75-23, применяющемся в гидросистемах тракторов без силового (позиционного) регулятора (тракторы МТЗ-50, Т-74 и др.), канал управления косым сверлением в корпусе соединяется со сливным каналом В. Литые пазы соединяют золотники с выводами Ж и 3 в рабочие полости цилиндров.

Рис. 60. Распределитель:

1- верхняя крышка; 2 - пружина; 3 - фиксаторная втулка; 4 - трубопровод; 5 - золотник; 6 - чехол; 7 - рычаг; 8 и 10 - вкладыши; 9 - уплотнительное кольцо; 11 - нижняя крышка; 12 - корпус; 13 - перепускной клапан; 14 - стержневой клапан; 15 - гнездо; 16 - предохранительный клапан; 17 - пружина; 18 - регулировочный винт; 19 - гайка; 20 - колпачок; А - подпоршневая полость; Б - нагнетательный канал; В - сливной канал; Г - канал управления перепускного клапана; Ж и 3 - выводы в рабочие полости цилиндров; И - дросселирующие выемки на кромках золотников.

Полости крышек вертикальным сверлением в корпусе соединены друг с другом, а сливной канал В соединен с крышкой 1. Крышки по стыку с корпусом уплотнены прокладками.

В поршеньке перепускного клапана 13 имеется жиклерное отверстие диаметром 1 мм и дополнительный стержневой клапан 14, поджатый пружиной, который улучшает работу распределителя в системе силового и позиционного регулирования.

Золотниками управляют при помощи рычагов 7, расположенных в нижней крышке 11. Перемещение рычага происходит вокруг сферы, опирающейся на два пластмассовых вкладыша - 8 и 10.

Между вкладышами расположено резиновое уплотнительное кольцо 9. От проникновения пыли сфера предохраняется резиновым чехлом 6.

Если в результате эксплуатации подтекает масло по сферам из-за износа кольца 9, его необходимо заменить новым, которое прилагается к трактору в комплекте запасных деталей.

Рассмотрим работу распределителя в каждом из четырех положений золотников: «нейтральное», «подъем», «принудительное опускание» и «плавающее».

В положении «нейтральное» (рис. 61, а) золотники удерживаются пружинами 3, при этом верхние стаканы 2 упираются в дно верхней крышки 1, а нижние 5 - в обоймы 8 фиксатора. Пружина 3 сжата на величину, заданную ей при сборке распределителя.

Рис. 61. Схема работы распределителя:

а - положение золотника «нейтральное»; б - положение «подъем»; в - положение «плавающее»; г - положение «принудительное опускание»; А - подпоршневая полость; Б - нагнетательный канал; В - сливной канал; Г - канал управления; Ж и З- выводы в полости цилиндра; К - сливная полость; 1 - верхняя крышка; 2 - верхний стакан; 3 - пружина золотника; 4 - пружина; 5 - нижний стакан; 6 - фиксаторная втулка; 7 - шариковый фиксатор; 8 - обойма фиксатора; 9 - толкатель (бустер); 10 - гильза; 11 - регулировочный винт; 12 - пружина; 13 - направляющая; 14 - клапан; 15 - гнездо клапана; 16 - уплотнительная шайба; 17 - нижняя крышка; 18 - пружина; 19 - стержневой клапан; 20 - пружина; 21 - перепускной клапан; 22 - седло.

В этом положении золотники отъединяют нагнетательный канал Б от полостей Ж и 3, следовательно масло не может поступать к цилиндрам. В то же время верхний узкий поясок золотника отъединяет полость Ж от сливной полости К верхней крышки, а нижний поясок золотника разобщает выходное отверстие 3 от сливного канала В. Таким образом, золотник запирает вход масла от насоса в цилиндр и выход масла из него на слив, поэтому поршень цилиндра находится в зафиксированном положении.

Масло, подаваемое насосом, направляется из нагнетательного канала Б через открытый перепускной клапан 21 в полость К верхней крышки и далее в бак следующим образом.

Канал управления Г открыт, так как выточки на золотниках между нижними широкими поясками находятся на оси канала Г. Масло, проходящее из нагнетательной полости Б по жиклерному отверстию в поршне перепускного клапана 21 в подпоршневую полость А, будет уходить через открытый канал Г и далее по трубопроводу 32 (см. рис. 57) и регулятор 9 на слив в бак 1.

Жиклерное отверстие в поршне клапана, оказывая сопротивление движению масла, выполняет роль дросселя и создает перепад давления в нагнетательном канале Б (см. рис. 61) давление будет больше, чем в подпоршневой полости А. В результате этого усилие давления масла на верхний торец поршня клапана 21, направленное вниз, будет большим суммы усилий от давления на нижний торец поршня, пружины 18 и сил трения, которые направлены вверх. Под действием этих сил перепускной клапан оторвется от седла 22 и откроет щель, достаточную для пропуска на слив масла, подаваемого насосом. Через жиклерное отверстие и, следовательно, канал Г, тонкий трубопровод 32 (см. рис. 57), регулятор 9 в бак проходит примерно 1...2,5 л/мин масла, а остальное масло отводится через открытый перепускной клапан в бак.

В положении «подъем» золотник показан на рисунке 61,6. При этом пружина 3 сжата нижним стаканом 5. Три шариковых фиксатора 7 вошли в верхнюю выточку обоймы и в таком положении удерживаются втулкой 6.

Четвертый, считая снизу, поясок золотника поднялся выше нижней кромки нагнетательного канала Б и соединил его с отводным отверстием 3 к цилиндру. Одновременно верхний узкий поясок золотника выходит на верхнюю плоскость корпуса распределителя, и отводное отверстие Ж сообщается со сливной полостью К. Канал управления Г перекрывается цилиндрической частью золотника, и перетекание масла через канал управления и жиклерное отверстие клапана 21 прекращается. Вследствие этого давление в надпоршневой и подпоршневой зонах выравнивается, и усилием пружины 18 клапан 21 садится в седло 22. Чем большее давление возникает в нагнетательном канале Б, тем с большей силой прижимается клапан к седлу, так как на него действует прижимающее усилие, пропорциональное давлению вследствие того, что активная площадь подпоршневой зоны несколько больше надпоршневой.

Слив масла в бак прекращается, и оно по каналу Б через отверстие 3 направляется в подъемную полость силового цилиндра, перемещая его поршень и шток. Из полости опускания цилиндра масло поступает в отверстие Ж, а затем по выточке в золотнике и щелях в обойме 8 фиксатора проходит в сливную полость К и далее в бак.

Перемещение поршня цилиндра на сельскохозяйственной машине и подъем ее в транспортное положение происходят до тех пор, пока тракторист не Передвинет рукоятку управления золотника в положение «нейтральное» или поршень не упрется в крышку цилиндра, после чего срабатывает автоматическое устройство возврата золотника в данное положение. Это устройство размещено внутри верхней части золотника и состоит из гильзы 10, шарикового клапана 14, его гнезда 15, направляющей 13, пружины 12, толкателя (бустера) 9 и регулировочного винта 11, который имеет отверстие для прохода масла. От самоотворачивания винт предохраняется натягом в резьбе, который образуется вследствие кернения (деформации) гильзы после регулировки давления на заводе. Гильза 10 вместе с размещенными в ней деталями вворачивается в золотник; между торцом гильзы и золотником устанавливают уплотнительную шайбу 16 и сетчатый фильтр.

Автоматический возврат золотников происходит при увеличении давления в системе до 12,5-13,5 МПа (125...135 кгс/см²). При этом давлении натяжением пружины 12 регулируют открытие шарикового клапана 14. Масло по наклонным и осевому сверлениям в золотнике подходит к клапану 14. Под действием давления Шарик-клапан отходит от кромки гнезда 15, и поток масла непосредственно начинает воздействовать на направляющую 13. Далее масло, проходя через дроссельные отверстия в направляющей и отверстие в регулировочном винте 11, перемещает толкатель 9. Толкатель двигает фиксаторную втулку 6, сжимая пружину 4. При этом освобождаются фиксирующие шарики 7, которые под действием пружины 3 полностью уходят в отверстия золотника. В результате прекращения контакта фиксирующих шариков с кромками обоймы 8 золотник под действием пружины 3 возвращается в положение «нейтральное».

Для уменьшения влияния на золотник прижимающего усилия, вызванного боковым давлением масла в канале управления Г, и исключения его заклинивания в расточке корпуса на золотнике в местах контакта с каналом управления в положениях «подъем» и «принудительное опускание» имеется по три просверленных под углом 120° отверстия. При таком расположении отверстий обеспечивается равное воздействие давления на золотник со всех сторон. В связи с этим необходимо помнить, что золотники в корпус следует устанавливать так, чтобы отверстия, совпадающие с осью канала управления, были бы направлены в сторону перепускного клапана.

Если давление в системе будет увеличиваться, а золотник по причине неисправности автомата не возвращается в положение «нейтральное» или тракторист не убрал руки с рукоятки управления, вступит в работу предохранительный клапан 16 (см. рис. 60). Он соединен с под-поршневой полостью А перепускного клапана 13 и совместно с ним образует предохранительное устройство распределителя. Предохранительный клапан 16 прижимается к завернутому в корпус гнезду 15 пружиной 17.

При помощи винта 18 натяжение пружины регулируется на перепуск масла через предохранительное устройство при давлении 14,5... 16 МПа (145... 160 кгс/см²). На винт 18 наворачивают гайку 19 и колпачок 20, который пломбируется на заводе.

Работа предохранительного устройства происходит следующим образом. При возрастании давления клапан 16 открывает проход маслу, и подпоршневая полость А перепускного клапана 13 соединяется со сливом. В результате этого начинается перетекание масла через жиклерное отверстие перепускного клапана. Клапан 13 приподнимается и пропускает основной поток масла от насоса в верхнюю крышку на слив, но под давлением, на которое отрегулирован предохранительный клапан.

Перепускной клапан работает так же, как и золотник в положении «нейтральное», с той лишь разницей, что он образует меньшую проходную щель между седлом и своей конической частью, а проходящее через жиклерное отверстие масло идет не по каналу управления Г, а через открытый предохранительный клапан под давлением, которое его отрывает от седла.

Положение «плавающее» (рис. 61, в). Золотник устанавливается в крайнее нижнее положение и своими выточками соединяет обе полости цилиндра Ж и 3 со сливом и между собой через крышки 1 и 17 и сверления в корпусе, соединяющие крышки. Это позволяет перемещать поршень в цилиндре внешним усилием и под действием собственной силы тяжести опускать навесную машину либо рабочий орган гидрофицированной прицепной машины, а также копировать рельеф почвы опорными колесами навесной машины, обеспечивая постоянную глубину обработки. Буртики на золотнике отсоединяют нагнетательный канал Б от полостей цилиндра Ж и 3, что обеспечивает возможность независимой работы других золотников в положении «подъем» или «принудительное опускание».

Так как в положении «плавающее» золотник становится своей верхней узкой проточкой в канале управления Г, он не перекрывает последний. Если два других золотника установлены в положение «нейтральное» или «плавающее», масло от насоса, минуя правую часть распределителя, идет на слив, так же как и при установке всех золотников в положение «нейтральное».

В положении «плавающее» золотники фиксируются аналогично положению «подъем» шариками 7, которые входят в нижнюю выточку обоймы 8.

Положение «принудительное опускание» - среднее между «нейтральное» и «плавающее». На распределителях, установленных на тракторах МТЗ предшествующих моделей, золотники в этой позиции фиксировались. В целях исключения непроизвольной (ошибочной) установки золотников в положении «принудительное опускание» вместо «плавающее» и возможной при этом поломки навесной машины или механизма навески на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 золотники не имеют фиксации в этом положении. Поэтому золотник в положении «принудительное опускание» при помощи рукоятки управления необходимо удерживать рукой.

В этом положении (рис. 61, г) золотник соединяет канал Б от насоса с полостью Ж опускания цилиндра, а полость 3 подъема цилиндра - со сливом. В остальном работа распределителя происходит аналогично работе при установке золотника на «подъем».

Положение «принудительное опускание» используется при перемещении штока выносного цилиндра, установленного на сельскохозяйственной машине; опускании механизма навески для присоединения к нему навесной машины, а также в случае работы трактора с ямокопателями, погрузчиками и другими машинами, требующими перемещения рабочих органов вниз при определенном усилии.

Установленный на тракторе распределитель позволяет регулировать количество масла, поступающего в исполнительный цилиндр, и тем самым замедлять или ускорять движение поршня. Изменение скорости поршня на подъем или опускание осуществляется дросселированием масла в выемках И (см. рис. 60), находящихся на кромках золотников, в результате чего часть масла уходит на слив. Регулирование скорости достигается удержанием золотников в промежуточных положениях между «нейтральное» и «подъем» или «нейтральное» и «принудительное опускание».

Возможность обеспечения регулировки скорости поршня цилиндра в положениях «подъем» и «принудительное опускание», а также отсутствие фиксации в положении «принудительное опускание» и определяют третий тип золотника в обозначении марки распределителя.

Если в положениях «нейтральное» и «плавающее» перекрыть проход масла по каналу управления Г не золотником распределителя, а золотником регулятора 9 (см. рис. 57), то перепускной клапан переместится вверх, так же как и при переводе золотника в положение «подъем» или «принудительное опускание». Доступ масла из полости Б в сливную полость К прекратится. В этом случае масло от насоса 35 по трубопроводу 33 через регулятор 9 направится в цилиндр 13. Если же золотник регулятора откроет проход масла по каналу Г, то перепускной клапан опустится, и масло снова будет сливаться в бак без давления.

Таким образом, в распределителе Р75-ЗЗР перепускным клапаном и, следовательно, потоком масла от насоса могут управлять не только три золотника собственно распределителя, но и золотники регулятора.

Имеющийся в распределителе Р75-ЗЗР дополнительный стержневой клапан 14 (см. рис. 60) способствует быстрому перемещению перепускного клапана 13 даже в тех случаях, когда проходное сечение канала управления Г перекрывается золотником регулятора 9 (см. рис. 57) медленно. При увеличении давления в канале Г до 1,5...2,5 МПа (15...25 кгс/ см²) сжимается пружина дополнительного клапана, уплотняющая головка стержня отрывается от поршня клапана, и к проходному сечению жиклерного отверстия диаметром 1 мм добавляется сечение, образованное между отверстием в поршне перепускного клапана и стержнем дополнительного клапана.

В канал управления направляется увеличенный по сравнению с проходящим ранее через одно жиклерное отверстие поток масла, и давление в канале резко возрастает, что способствует быстрому перемещению перепускного клапана вверх и закрытию прохода масла на слив. Это особенно важно при работе гидросистемы в режиме силового и позиционного регулирования, когда канал управления золотником регулятора может перекрываться медленно, а подача масла в цилиндр навесного устройства должна начинаться быстро.

Отсутствие в корпусе 12 (см. рис. 60) косого сверления, соединяющего канал управления Г со сливным каналом В, соединение канала Г с регулятором, а также наличие дополнительного подпружиненного стержневого клапана 14 и определяют возможность работы распределителя Р75-ЗЗР в гидросистеме с силовым и позиционным регулированием.

Установка распределителя Р75-ЗЗР на трактор без регулятора допускается только в случае крайней необходимости. При этом обязательно канал управления Г надо соединить с масляным резервуаром при помощи трубопровода через пробку маслозаливной горловины 2 (рис. 57) или специальным штуцером, приваренным к верхней крышке бака. Закрывать отверстие канала Г в корпусе распределителя пробкой недопустимо, так как в этом случае даже в положениях золотников «плавающее» и «нейтральное» гидросистема будет работать под давлением предохранительного клапана вследствие того, что канал управления не соединен со сливом. Это приведет к перегреву и выходу гидросистемы из строя.

Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз Схема гидравлической системы мтз

Похожие статьи:




Проводка как сделать выключатель




Дистанция на вихрь своими руками




Схема расположений мест в цирке




Подиум двери нексия своими руками




Поздравление медсестры проза