Схема процессов жизненного цикла

Схема процессов жизненного цикла
Схема процессов жизненного цикла
Схема процессов жизненного цикла
Схема процессов жизненного цикла

Лекция 2.

Процессы Жизненного Цикла (ЖЦ) ПО

Жизненный цикл ПО.

Международный стандарт ISO 12207.

Процессы жизненного цикла: основные, вспомогательные, организационные.

Нормативно-методическое обеспечение ПО.

Роли (участники) процесса разработки ПП.

Функции участников на каждой стадии разработки ПО.

Понятие модели ЖЦ.

Жизненный цикл (ЖЦ) ПО — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.1

Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 122072 "Information Technology Software Life Cycle Processes" (ISO - International Organization for Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC – International Electrotechnical Commission — Международная комиссия по электротехнике).

Цель разработки данного стандарта была определена как создание общего фреймворка (структуры) по организации ЖЦ ПО для формирования общего понимания ЖЦ ПО всеми заинтересованными сторонами и участниками процесса разработки приобретения, поставки, эксплуатации, поддержки и сопровождения программных систем, а также возможности управления, контроля и совершенствования процессов жизненного цикла.

Стандарт 12207 не определяет последовательность и разбиение выполнения процессов во времени, адресуя этот вопрос также работам по адаптации стандарта к конкретным условиям и окружению и применению выбранных моделей, практик, техник и т.п. Под адаптацией стандарта подразумевает выбор модели (или комбинации моделей) жизненного цикла, а также применение соответствующих методологий, детализирующих процедуры выполнения процессов, работ и задач в рамках заданных границ (содержания) ЖЦ ПОи организационной структуры и ролевой ответственности в конкретной организации(ее подразделении) и/или в проектной группе.

Стандарт описывает 17+1 процессов жизненного цикла, распределенных по трем категориям –

группам процессов:

Основные процессы жизненного цикла - Primary Processes

Заказ – Acqusition.

Описывает действия и задачи заказчика (customer), приобретающего ПП.

Acquisition requirements, like System requirements and technical constraints such as target environment, are defined

Documents Request for proposal + Contract.

Поставка – Supply.

Описывает действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика ПП услугой.

Documents Project managements plan (with milestones)

Разработка – Development.

Описывает действия и задачи, выполняемые разработчиком: проектирование, разработка и тестирование ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.

Эксплуатация – Operation.

Описывает действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему.

Сопровождение – Maintenance.

Описывает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения. Сопровождение — внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

Вспомогательные процессы жизненного цикла – Supporting Processes

Документирование – Documentation

Предусматривает формализованное описание информации, созданной в течении ЖЦ ПП. Данный процесс состоит из набора действий, с помощью которых планируют, проектируют и сопровождают, редактируют, распостаняют и сопровождают документы, необходимые для всех заинтересованных лиц, таких, как руководство, технические специалисты и пользователи системы.

Управление конфигурацией – Configuration Management

Предполагает применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ПО для определения состояния компонентов ПО и управление его модификациями. Управление конфигурацией позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ.

Обеспечение качества – Quality Assurance

Обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам. Основные процессы: Product Assurance, Process Assurance and Assurance of Quality system (ISO 9001)

This process provides the framework for independently and objectively assuring (the acquirer or the customer) of compliance of products or services with their contractual requirements and adherence to their established plans. To be unbiased, software quality assurance is provided with the organizational freedom from persons directly responsible for developing the products or providing the services.

It is important to realize also that quality is determined by the intended users, clients or customers, not by society in general: it is not the same as 'expensive' or 'high quality'. Even goods with low prices can be considered quality items if they meet a market need. QA is more than just testing the quality of aspects of a product, service or facility, it analyzes the quality to make sure it conforms to specific requirements and comply with established plans

Верификация – Verification

Определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями

Verification determines whether the requirements for a system are complete and correct and that the outputs of an activity fulfill the requirements or conditions imposed on them in the previous activities. The process covers verification of process (planning adequate/timely, adequate procedures, qualified personal), requirements (consistent, feasible, and testable), design (correct, consistent, proper allocation of events, logic, timing, and sizing), code, integration, and documentation.

Аттестация (Валидация) – Validation

Определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению. This often involves acceptance of fitness for purpose with end users and other product stakeholders.

Совместный анализ – Joint Review

Сосредоточен на контроле планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта.

Аудит – Audit

Аудит – это ревизия (проверка) проводимая компетентным органом в целях обеспечения независимой оценки степени соответствия ПО и процессов работ требованиям, планам и контрактам. Аудит может выполнятся одной из любой из сторон, когда одна сторона проверяет другую.

Решение проблем – Problem Resolution

Предусматривает подходы к анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов.

Организационные процессы жизненного цикла – Organizational Processes

Управление – Management

Включает действия и задачи, которые будут исспользованны для управления (например, определение ресурсов управления: персонал, оборудование; планирование и распределение ответственносте; оценка рисков).

Создание инфраструктуры – Infrastructure

Включает выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО.

Усовершенствование – Improvement

Предусматривает оценку, измерение и усовершенствование процессов ЖЦ (например, используемых технологий, методов управления, инструментальных средств и т.д).

Обучение – Training

Охватывает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала.

Еще раз хочется подчеркнуть, что стандарт не описывает определяет последовательность и разбиение выполнения процессов во времени. Он лишь представлеяет набор набор процессов и взаимных связей между ними. Например, основные процессы жизненного цикла обращаются к вспомогательным процессам, в то время, как организационные процессы действуют на всем протяжении жизненного цикла и связаны с основными процессами.

Процесса разработки ПП определяет работы и задачи разработчика. Процесс состоит из следующих работ:

Этапы процесса разработки ПО по ISO/IEC 12207

Обобщенные фазы процесса разработки ПО

Process implementation – определение процесса (подготовка процесса)

System requirements analysis – анализ системных требований (анализ требований к системе)

Software requirements analysis – анализ программных требований (анализ требований к программным средствам)

Определение и анализ требований к системе

System design – проектирование системы (проектирование системной архитектуры)

Software architectural design – проектирование программной архитектуры

Software detailed design – детальное проектирование программной системы (техническое проектирование программных средств)

Проектрирование

Software coding and testing – кодирование и тестирование (программирование и тестирование программных средств)

Разработка

Software qualification testing – квалификационные испытания программных средств

Тестирование

Software integration – интеграция программной системы (сборка программных средств)

System integration – интеграция системы в целом (сборка системы)

Software installation – установка (ввод в действие)

Software acceptance support – обеспечение приемки программных средств

Внедрение

Модель жизненного цикла ПО — структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении жизненного цикла. Модель жизненного цикла зависит от специфики, масштаба и сложности проекта и специфики условий, в которых система создается и функционирует.

Модель ЖЦ ПО включает в себя:

1. Стадии;

2. Результаты выполнения работ на каждой стадии;

3. Ключевые события — точки завершения работ и принятия решений.

Стадия — часть процесса создания ПО, ограниченная определенными временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей, программных компонентов, документации), определяемого заданными для данной стадии требованиями.

На каждой стадии могут выполняться несколько процессов, , и наоборот, один и тот же процесс может выполняться на различных стадиях. Соотношение между процессами и стадиями также определяется используемой моделью жизненного цикла ПО.

1 Стандарт IEEE Std 610.12 - IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology

2 ISO/IEC 12207:2008 (1995, 2002, 2004)

5

Схема процессов жизненного цикла Схема процессов жизненного цикла Схема процессов жизненного цикла Схема процессов жизненного цикла Схема процессов жизненного цикла

Похожие статьи:




Схема микроволновой печи vitek




Поделки из соленого теста черепаха




Вязание крючком маленьких котят




Как в симс сделать семью кошек




Емкость 5 кубов своими руками